Стать своим : круглый стол, посвященный проблеме адаптации детей мигрантов и их родителей в Санкт-Петербурге

13-11-2015 15:11:00

13 ноября 2015 года в Информационно-методическом центре Центрального района состоялся круглый стол «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ и ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В ЯЗЫКОВОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА». Мероприятие стало завершающим этапом реализации проекта «Исследование проблем языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов в Санкт-Петербурге» Фонда поддержки добровольного переселения соотечественников «ОРИЕНТИР», проходящего в период  с 01.09.2015г. по 15.11.2015 г. в Санкт-Петербурге  при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями на средства гранта Санкт-Петербурга для общественных объединений и при содействии Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

На круглом столе была представлена презентация по результатам проведенного социологического исследования среди 2000 школьников 7-8 классов общеобразовательных школ Центрального, Невского, Адмиралтейского, Колпинского и Василеостровского районов Санкт-Петербурга, а также среди учителей школ и специалистов в области социокультурной адаптации мигрантов на предмет выявления основных проблем при работе с детьми из семей мигрантов и путей их решения.

Все присутствующие получили тематические брошюры «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ и ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В ЯЗЫКОВОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА», в которых изложены основные выводы по результатам соцопроса и работы над проектом в целом.

Исследование защищала кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, психолог Мария Александровна Пушкина, которая после основной части презентации ответила на вопросы присутствующих. На вопросе о проблеме «учебной адаптации детей мигрантов»  презентация перешла в оживленную дискуссию. Свое авторитетное мнение высказали почти все участники круглого стола: помощник начальника УФМС по СПб и ЛО В.Д. Ильченко, ведущий специалист отдела реализации миграционной политики, законности и межведомственного взаимодействия Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге А.А. Енбулаев, начальник сектора образовательных учреждений Администрации Центрального района СПб С.А. Зенцова, Глава муниципального образования Смольнинское Г.М. Ранков, заместитель директора ИМЦ Морозов Антон Юрьевич, заместители директора и директора школ №№ 163, 5, 294, 122, 193 Центрального района и многие другие.

В ходе полуторачасовой дискуссии были обсуждены вопросы преодоления языкового барьера, роли родителей, школы и государства в процессе адаптации детей-инофонов, мотивации приезжих к социокультурной и языковой адаптации в петербургском обществе, пробелов в законодательстве и, безусловно, возникающих трудностей в учебном процессе как у педагогов, так и у детей из семей мигрантов. 

Единодушно было принято, что проблемы, поднятые на круглом столе, являются острыми и требуют деликатного, тщательного и профессионального подхода. Также участники заседания сошлись в едином мнении, что адаптация мигрантов – это двухсторонний процесс, в котором одна сторона должна быть готова принять жителей других стран и законодательно, и социально, и профессионально, как и мигранты, приезжающие жить в Санкт-Петербург временно либо на постоянное место жительства, должны одинаково понимать и принимать нормы, принятые в нашем обществе.